Федеральная налоговая служба подготовила рекомендации по статье Налогового кодекса о так называемой необоснованной налоговой выгоде (№ 163-ФЗ статья 54.1 НК РФ). Изменения вступили в силу в августе этого года и прямо указывают, что запрещается уменьшение налоговой базы за счет искажения сведений о хозяйственной деятельности. Письмо подготовили для «единообразного подхода к сбору доказательственной базы в отношении фактов нарушения».
Вопрос необоснованной налоговой выгоды поднимался в 2006 году Высшим арбитражным судом, тогда в судебной практике были обозначены четкие критерии необоснованности выгоды.
ФНС при этом отмечает, что обсуждаемая статья не является кодификацией правил Постановления Пленума ВАС, а представляет совершенного новый поход к проблеме, но учитывающий основные аспекты сформированной судебной практики.
При этом судебная практика, сформированная до вступления в силу федерального закона № 163, не будет использоваться в рамках проведения камеральных налоговых проверок и во время выездных проверок.
ФНС также подчеркивает, что рассматриваемая статья не расширяет полномочия налоговых органов по сбору доказательной базы.
Чтобы доказать искажение фактов хозяйственной жизни предприятия для снижения налогов, ФНС указывает на совокупность обстоятельств, которую должен доказать проверяющий орган. В первую очередь – в чем конкретно выразилось искажение. Также потребуется установить причинную связь между действиями налогоплательщика и допущенными искажениями и умышленный характер действий. ФНС подчеркивает, что методологическая ошибка в фактах хозяйственной жизни, совершенная без умысла, не может признаваться искажением по этому пункту статьи.
Признаками искажения ФНС называет создание схемы «дробления бизнеса» для специальных режимов налогообложения, а также пользование пониженными налоговыми ставками, льготами или вовсе освобождение от налогообложения. Внимание обратят на неправомерное использование международных норм, в частности, направленных на избежание двойного налогообложения. По первому пункту статьи также будут квалифицироваться фиктивные сделки, неотражение в отчетности выручки от товаров и услуг, а также заведомо недостоверная информация в бухгалтерском и налоговом учете.
Второй пункт статьи 54.1 потребует от проверяющих органов доказать, что основной целью проведения сделки или операции было не получении результатов предпринимательской деятельности, но налоговой экономии. Под этот пункт попадет формальный документооборот, когда сделка не исполняется заявленным контрагентом, а совершается в целях неправомерного учета расходов и заявления о налоговых вычетах. «Налоговые органы должны доказать, что такая сделка не имеет какого-либо разумного объяснения с позиции хозяйственной необходимости ее заключения и совершения», – комментирует ФНС.
Примечательно, что Налоговый кодекс не ограничивает право проводить операции с минимальными налоговыми последствиями, но при выборе варианта сделки не должно быть «признака искусственности», лишенного хозяйственного смысла.
Для налоговых органов будет недостаточным просто перечислить все сделки, в результате которых налогоплательщик получил экономию. Необходимо будет указать конкретные действия, которые обусловили совершение правонарушения, а также о намерениях причинить вред бюджету.
Чтобы проверить спорную сделку, налоговым органам рекомендовано получать прояснения от причастных лиц, осматривать территории, помещения, документы. Кроме этого сотрудники смогут сопоставлять объем поставляемых товаров размерам складских помещений, проводить инвентаризацию имущества. В случае необходимости налоговые органы смогут проводить выемку документов или предметов и проводить необходимые экспертизы.
Источник: http:/pravo.ru