Пленум Верховного суда утвердил проект постановления, которое должно обеспечить единообразие судебной практики по делам об оспаривании результатов кадастровой стоимости.
Такая категория споров – давно наболевшая проблема российской правоприменительной практики, а соответствующее постановление – первая попытка предложить общее ее решение. Впервые этот проект обсуждался на заседании 2 июня, а после был отправлен на доработку. В настоящее время кадастровая стоимость зачастую определяется без учета индивидуальных особенностей объектов, из-за чего часто оказывается значительно выше рыночной. Увеличение количества исков об оспаривании результатов кадастровой стоимости, изменение подведомственности таких дел (прошлым летом их передали из арбитражей в суды общей юрисдикции) и отсутствие единообразной судебной практики подтолкнуло Верховный суд разработать соответствующее постановление.
Как уточнила в начале своего доклада судья ВС РФ Ирина Абакумова, оставленные "замечания и предложения носили, в основном, редакционный характер и не затрагивали существа изложенных правовых позиций".
Документ подтверждает право на это арендаторов, если по кадастровой стоимости исчисляется их арендная плата за находящуюся в государственной или муниципальной собственности землю или имущество (пункт 6). Стоит отметить, что запрета на это никогда не было, однако арбитражные суды нередко отказывали арендаторам в подобных исках, считая это исключительной прерогативой собственников. Для арендаторов имущества, находящегося в частной собственности, подход согласно проекту немного иной: он вправе оспорить кадастровую стоимость только тогда, когда согласие собственника на такой пересмотр содержится в договоре или в иной письменной форме, сказано в одной из внесенных поправок.
Кроме того, указанный пункт был дополнен нормой о том, что в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, обратиться в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости могут органы госвласти или местного самоуправления. Дополнительно разъяснено, что бывший собственник также вправе просить суд о пересмотре кадастровой оценки, если ее результатами затрагиваются права и обязанности указанного лица как налогоплательщика в налоговом периоде, в котором подано заявление.
Пункт 12, в котором сказано, что объектами оценки при определение кадастровой стоимости могут быть лишь те, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости, дополнен правкой о том, что указанное правило относится не только к земле, но и ко всем остальным объектам, кадастровую оценку которых возможно провести.
Поправки, внесенные в п. 15 более полно раскрывают возможность применения определенной судами кадастровой стоимости. В частности, там говорится, что установленные решением суда сведения применяются с 1 января календарного года, в котором подано заявление о пересмотре, но не ранее даты внесения недвижимости, стоимость которой оспаривалась, в государственный кадастр.
Также в постановлении указаны основания, препятствующие повторному обращению с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в отношении одного и того же объекта на одну и ту же дату: принятие судом отказа от требований и прекращение производства, отказ в удовлетворении заявления (п. 27).
Как пояснила Абакумова, изначально правок было больше, но часть их снята авторами. По ее словам, все поправки, как и само положение, "направлены на поддержание баланса частных и публичных интересов и единообразие применения закона об оценочной деятельности в части кадастровой оценки".
Источник: http:/pravo.ru/